Творчествоведение: сущность, проблемы развития

Творчествоведение: сущность,  проблемы  развития

«Творчество жизни – вот главная цель»

 Н.И. Рубанов

                                       Дай бог, чтоб милостию Бога

Рассудок на Руси воскрес.

                                       Он, кажется, совсем исчез!

                                       А.С. Пушкин

Во все времена человечество выживало благодаря своей отличительной особенности — творчеству. Для нашей страны, переживающей тяжелый период своей истории, только оно может явиться альтернативой ресурсному рынку и обеспечить стабильный и не зависящий от колебаний мировых цен на энергоносители и материалы, экономический рост.

Мировая цивилизация вступила в новое тысячелетие. Наступила новая эра – эра творчества. Эволюция управленческих систем за прошедший век и объективная необходимость управления предприятиями и организациями в условиях конкуренции, обусловили развитие творчества во всех сферах человеческой деятельности.

Возрастающую роль творчества в современных социально-экономических процессах отмечают в своих работах многие отечественные и зарубежные экономисты, писатели, средства массовой информации.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Однако при этом нужно иметь в виду и

огромный социально-экономический ущерб, вплоть до полного уничтожения

человечества в случае стимулирования «разрушающего творчества» или псевдотворчества, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. Поэтому необходимо уделять большое внимание вопросам духовно-нравственной составляющей при формировании творчески активной личности и

использовании результатов творчества.

Промышленно-финансовая эра, несмотря на ее крупные достижения, не смогла решить глобальные социальные проблемы.  Это обстоятельство обусловливает необходимость замены существующей социально-экономической философии философией созидательного творчества, представляющего фундамент новой эры. Основой для такого качественного скачка в развитии человечества служит Творчествоведение

Творчествоведение – это научная и практическая деятельность по оценке, повышению и наиболее полному использованию творческого потенциала населения, формированию творческой инфраструктуры с максимально благоприятными условиями для творчески активного гуманно ориентированного образа жизни. Научными проблемами творчествоведения занимается творчествология.

Развитие творческой активности личности связано с решением проблемы разного плана: социально-экономических, психофизиологических, научно-технических, правовых, образовательных и т.д.. Но существует одна центральная проблема, объединяющая вышеперечисленные и позволяющая решить не только задачу творческой активизации личности, но и глобальные проблемы развития человечества и формирования гуманно ориентированной ноосферы. Такой проблемой является создание научно-обоснованной творчествоведческой инфраструктуры.

Исследование творчествоведения может вестись по разным направлениям. Одним из них является отраслевое творчествоведение, создающее фундамент для активного высоко результативного научно-технического, организационно-экономического и управленческого творчества в отраслевых организациях и, благодаря этому,  ,способствующее их конкурентоспособности и выживаемости.

Отраслевое творчествоведение представляет научно практическую деятельность по оценке, повышению и использованию творческого потенциала отрасли и ее структурных элементов и отдельных работников, а также по формированию в отрасли творческой инфраструктуры с максимально и благоприятными условиями для активной творческой работы и использования ее результатов.

Отраслевое творчествоведение изучает и разрабатывает методологию и методы отраслевого творчествоведения, его историю, опыт других отраслей и возможность их использования в своей отрасли.

Перед отраслевым творчествоведением, как новым научным направлением, и у нас в стране и за рубежом стоят фундаментальные и прикладные задачи. В первую очередь предстоит разработать теорию отраслевого творчествоведения. На наш взгляд, творчествология производственных отраслей может базироваться на общей теории синтезированных параметродинамических полей и рядов, которая учитывает качественные скачки в развитии производственных систем вследствие научных открытий и изобретений. Творчествоведение гуманитарных отраслей – на теории долголетнего активного творчества (ДОТВ-теории). Возможен синтез этих теорий между собой и с другими науками.

В области прикладного творчествоведения первоочередная задача заключается в разработке и внедрении научно-обоснованных отраслевых творчествоведческих инфраструктур, рационально сочетающихся с международными, государственными и других отраслей аналогичными инфраструктурами.

В настоящее время развитие творчествоведческих инфраструктур в нашей стране осуществляется спонтанно, без строгого научного обоснования, без должной государственной и финансовой поддержки. Многие ранее созданные вполне работоспособные элементы таких структур разрушены или влачат жалкое существование.

Это приводит к огромным социально-экономическим потерям. Так, принятый в нашей стране вариант перехода к рынку согласно проведенной творчествоведческой экспертизе приводит к помимо известным экономическим потерям также и к потерям творческого потенциала, соизмеримого с потерями всего человечества во время второй мировой войны.

Фундаментальные и прикладные исследования должны быть направлены на решение отраслевых проблем творчествоведения. К ним относятся формирование гибких организационно-управленческих структур, легко адаптирующихся к высоко динамичным внутренним и внешним новациям, управление восстановлением или созданием новых элементов творчествоведческих инфраструктур, обмен опытом, создание условий для повышения творческой активности и реализации ее результатов с учетом отраслевых особенностей. При этом предстоит сформировать в стране новое отношение к творчеству как одному из главных условий конкурентоспособности и выживания как страны в целом, так и отдельных регионов, предприятий и граждан.

Активизация творческих способностей в процессе и путем обучения является постоянной проблемой педагогики и психологии, в разное время и в разных странах решаемой по-разному. Однако в настоящее время значимость решения этой проблемы возрастает на несколько порядков в связи с наступлением эры творчества. Ее решение позволит реализовать огромный, используемый всего лишь менее 10% социально-экономический потенциал творчества.

В последнее время в нашей стране наблюдается расширение обучения методам активизации творчества (ТРИЗ и АРИЗ Альтшулера, методы семьи Никитиных, Глена Домана, использование гипноза, иррациональной психологии, ОС-метода Кандыбы и др.), внедряются апробированные, но ранее незаслуженно игнорируемые методики. Однако широкий арсенал методов и методик остается пока невостребованным или используется в малых масштабах. Поэтому следует систематизировать накопленный потенциал этих методов и провести творчествоведческую экспертизу образовательных программ. Для этого требуется изучить отечественный и зарубежный опыт таких экспертиз и разработать методологию и методики их проведения для конкретных видов и уровней обучения.

Важной проблемой является современное стимулирование педагогов-творцов. Для ее решения следует разработать систему оценки воздействия образовательных инноваций на экономику страны, регионов, предприятий, на ДОТВ-критерий разного уровня. Затем определить соотношение зарплаты и обобщающих экономических показателей. На этой основе можно будет определить величину стимула.

Творчество активизирующие методы должны занимать не менее 10 – 15% всего времени обучения. Предстоит провести систему обучения на современную научную базу, в основе которой должно лежать творчествоведение. Необходимо организовать подготовку специалистов, профессионалов в области творчествоведения в каждой отрасли, для работы в учебных и медицинских учреждениях и в государственных, международных и региональных органах управления, на предприятиях и в организациях отрасли, для научно обоснованного формирования творчествоведческих структур, разработки и организации работы систем управления творчеством..

Творчествоведение является фундаментом устойчивого развития общества.

Анализ функционирования многих российских предприятий в постперестроечный период с 1992 г. показывает, что характерной особенностью является неприспособленность их хозяйственного механизма к рыночной экономике, значительная часть продукции которых не находит спроса. Вследствие этого не работает система самофинансирования предприятий и невозможно осуществить расширенное воспроизводство.

Существует одобренная в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН и принятая в Рио-де-Жанейро в1992 г. практически всеми странами мира концепция устойчивого развития сообщества, разработанная Международной комиссией с привлечением ведущих экспертов из более чем 100 стран.

Устойчивое развитие — это такой тип развития, при котором общество, заботясь о благополучии ныне живущего и будущих поколений и основываясь на лучших достижениях человеческого Разума и Духовности, обеспечивает непрерывное формирование своих полноценных членов общества, способных быть личностями и гражданами и выполнять комплекс социальных функций своего времени и, а также формирование и функционирование инфраструктуры, обеспечивающей безопасность человека в широком смысле слова, его духовные и материальные потребности как в настоящее время, так и в будущем.

Проблемами устойчивого развития общества занимался выдающийся русский ученый Побиска Георгиевич Кузнецов.

Основой его мировоззрения является творчество. В творческом процессе рождаются новые идеи, которые обеспечивают устойчивый рост свободной энергии, устойчивый рост свободного времени человека.

В мировоззрении П.Г. Кузнецова переход к устойчивому развитию общества — это движение человечества из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». Из мира, где доминирует потребность и идея «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать идея и потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и человечества в целом.

Большинство нормальных людей скажет, что такой переход невозможен, потому что он полностью противоречит той реальности, которая нас окружает. Но именно такая реальность и находится в глубоком системном кризисе, поставившем человечество на грань катастрофы.

Мировоззрение П. Кузнецова показывает выход из кризиса. Оно как бы переворачивает ситуацию и берет «за точку опоры» то, что проверено временем, то, что обеспечило сохранение развития человека на всем протяжении его истории.

Вся история человечества — это сохранение и развитие творческих задатков человеческого рода. Источником развития являются идеи, а целью — человек, способный и реализующий свою способность к творчеству.

По этой причине лучший способ сохранить Землю для будущих поколений — это формировать людей, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию, то есть превращать невозможное в возможное.

Формирование таких творчески активных индивидов и создание творчество стимулирующей инфраструктуры научно обоснованно возможно только на базе творчествоведения.

В то же время основная трудность в разработке Стратегии устойчивого развития и определении эффективной экологической, экономической и социальной политики заключается в том, что общественные законы, права, цели и решения не согласованы между собой и с законами природы, с динамикой ее воспроизводства.

На пути перехода к устойчивому развитию высказываются самые разные, зачастую прямо противоположные точки зрения. Каждая сторона выдвигает определенные аргументы, достойные внимания. Но как соединить противоположные позиции ?

Еще И. Кант показал, что это возможно только при наличии объективного  закона. Только на законной основе можно согласовывать частные точки зрения так, чтобы система в целом сохранила развитие.

Общеизвестно, что без закона, выраженного в универсальных мерах, согласовать противоположные позиции невозможно.

Таким основополагающим Законом для Концепции устойчивого развития должен стать Закон сохранения и роста ДОТВ-потенциалов каждого индивида и всего сообщества

Творчествоведческая инфраструктура.

Творчествоведческая инфраструктура (ТИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций, коллективов и граждан-творчествоведов, деятельность которых полностью или частично связана с творчествоведением и управлением им, и условий протекания этой деятельности.

Творчествоведами являются ученые и практики, занимающиеся оценкой, развитием и использованием творческого потенциала и результатов творчества в разных масштабах (международном, страны, отрасли, региона, населенного пункта, организации и отдельных граждан). К ним в первую очередь относятся индивиды, создающие новые методы творчествоведения, а также искусствоведы, науковеды, культурологи, медики и психологи, специалисты по улучшению и развитию памяти, снятию умственной усталости, оценки и повышению творческой активности людей, специалисты по занятости населения и оценке способностей работников и безработных, работники научных, образовательных и культурных учреждений. Работники органов управления наукой, культурой, образованием и здравоохранением, работники музеев, выставок, художественных галерей, реставрационных мастерских, коммерческих организаций по реализации произведений искусства, образовательных и обучающих программ. Патентоведы, работники инновационных и инвестиционных банков, связанных с внедрением новаций во всех сферах деятельности, разработчики обучающих компьютерных программ, предприниматели и работники, занимающиеся разработкой, производством, обращением и потреблением творчество развивающей, творчество активирующей техники, продукции, товаров и услуг (музыкальные инструменты, библиотечные и музейные комплексы, научное оборудование, компьютерные системы, медицинская творческоведческая аппаратура и т.п.). Организаторы новых творчествоведческих организаций и мероприятий (культурных, научных, образовательных учреждений, консалтинговых фирм, ВТК, зрелищных мероприятий и т. п.), создатели новых методов и приемов, новых организационных форм во всех областях деятельности, работники, занимающиеся поиском талантов, их развитием и реализацией. Спонсоры, меценаты, работники благотворительных и общественных организаций, поддерживающих и развивающих творчество, работники, занимающиеся созданием и работой творческих организаций (Дом кино, Союз писателей, ЮНЕСКО, наукограды, дома творчества и т. п.). Работники, связанные с формированием здорового образа жизни, сохранением природы, созданием заповедников, природных парков, архитектурных ансамблей и т. п., работники законотворческих и правоохранительных органов, обеспечивающих сохранность и защиту авторских и патентных прав, культурных ценностей и научно-технических и организационно-технических и организационно-экономических новаций, пропагандисты творчески активной деятельности (писатели, художники, работники средств массовой информации, кино- и театральные режиссеры, создатели произведений о творчески активных людях, проблемах творчества и творчески активного образа жизни). Все граждане, ведущие творчески активную профессиональную, личную и общественную жизнь.

Интересные творчествоведческие идеи высказывали великие ученые прошлого, Например..  К.Э. Циолковский,  который  дал основы. если можно так сказать, выделения творцов.

Творчествологами являются ученые и специалисты, профессионально занимающиеся изучением творчества исследованием проблем разработкой теории, методологии и методов творчествоведения.

В настоящее время ТИС формируется спонтанно, без должного научного обоснования и социально-технического проектирования. Это относится не только к нашей стране, но и к другим, даже высокоразвитым странам. В результате существующая творчествоведческая инфраструктура не отвечает современным, всё более усложняющимся и повышающимся требованиям. Одним из примеров, подтверждающих данный тезис, может служить положение с проблемами и трудностями управления интеллектуальной собственностью, которая является малой частью творчествоведческой деятельности. В результате общество несет колоссальные убытки, которые в их совокупности еще никем не подсчитаны. В нашей стране положение усугубляется тем фактором, что в ходе рыночной реструктуризации многие элементы творчествоведческой инфраструктуры были полностью или частично разрушены без замены более совершенными.

Для решения проблем создания творчествоведческой инфраструктуры в России по инициативе автора была сформирована группа ученых и предпринимателей, которая явилась ядром создания научно-общественной организации Академии творчествоведческих наук и учений (АТНУ). АТНУ – юридическое лицо, имеет печать со своим наименованием и эмблемой, самостоятельный баланс и счета в банковских учреждениях.

Академия творчествоведческих наук и учений (АТНУ) основана в 1995 году и является общественной самоуправляемой научной и творческой организацией, действующей по принципу передовых академий мира.

Целью создания АТНУ является разработка теории и методологии творчествоведения, проведение фундаментальных и прикладных творчествоведческих исследований и эффективной деятельности по развитию и реализации творческого потенциала населения, сосредоточение и координация деятельности творчествоведов для обсуждения и совместного решения крупных научных и практических проблем.

Задачи и основные направления деятельности АТНУ:

— выявлять и приумножать международный и отечественный творческий потенциал, содействовать его интенсивному и эффективному использованию;

— проводить творчествоведческие исследования и разработки, создавать научно-обоснованные программы в области формирования творческой инфраструктуры;

— осуществлять научную творчествоведческую экспертизу хозяйственно-управленческих решений и крупных проектов;

— консультировать по творчествоведческой тематике;

— содействовать проведению творчествоведческих исследований и научно-прикладных работ, в том числе путем экспериментов, научных конкурсов, конференций, симпозиумов;

— развивать творчествоведческое образование населения;

— активно развивать международные связи ученых и практиков — творчествоведов, в частности путем обмена, обучения и совместной подготовки специалистов;

— проводить аттестацию научных специалистов и практиков – творчествоведов;

АТНУ содействует подготовке кадров, специализирующихся в творчествоведческой области и инновационно-творческого менеджмента, способствует повышению деловой квалификации своих членов и сотрудников.

Развитие АТНУ, разработка и реализация творчествоведческих программ позволяет изменить сложившуюся в стране тенденцию уменьшения творческого потенциала.

Научные отделения организованы по следующим направлениям:

  1. Общей теории творчествоведения;
  2. Психофизиологических и медицинских основ творчествоведения;
  3. Естественно-научного и информационного творчествоведения;
  4. Отраслевого и предпринимательского творчествоведения;
  5. Международного, государственного и регионального творчествоведения;
  6. Миротворчества;
  7. Экологического творчествоведения;
  8. Социально-экономических и организационно-правовых проблем творчествоведения;
  9. Космического самопрограммирования человека и общества
  10. Творчески активного образа жизни.

В процессе формирования ТИС особое место занимает рациональная организация творческого коллектива, которая должна учитывать соблюдение определенных принципов: гетерогенности (соответствия состава коллектива конкретному типу стоящих перед ним проблем); совместимости; соответствия совпадения формальной иерархии организации коллектива с фактической; непрерывности формирования состава.

Имеющиеся на сегодняшний день исследования позволяют сделать следующие выводы относительно организации творческих коллективов.

Чем больше разнородных задач приходится решать коллективу, тем труднее концентрировать усилия на творческой работе и, в то же время, тем необходимее умелое объединение всех задач вокруг основной.

Чем выше степень институционализации деятельности работников, тем больше влияния оказывает коллектив на регулирование своего состава, тем большая вероятность благоприятствующих творчеству межличностных отношений в коллективе.

Чем больше способность членов творческого коллектива имитировать функции друг друга, тем стабильнее его деятельность.

Чем больше творческая увлеченность членов коллектива, тем более односторонний характер носит свойственная им концентрация и усилий, и тем большее значение имеют для них профессиональные, а не институциональные отношения в коллективе.

Чем больше динамики творческой деятельности коллектива, тем более гибкой должна быть его организация. Жесткость организационных форм по самой своей природе противоречит творчеству.

Особое значение в творческом коллективе имеет руководитель. Рациональное руководство творчеством сводится к умелому сочетанию функции стимулирования с функцией координирования, причем. первая функция важнее второй.

Руководителю творческого коллектива противопоказано часто выполнять роль критика и исполнителя. Группа работает более продуктивно в том случае, если руководитель занят, в основном, генерированием идей и организацией ее деятельности. При этом немаловажна для него роль коммуникатора.

Считается, что число сотрудников в творческом коллективе не должна превышать 20 человек. Именно такими группами, потребляющими менее половины всех ресурсов, делается 90% новых разработок. Причем, группа из 15 человек работает, как правило, намного продуктивнее, чем пять групп по три человека, и лишь наполовину уступает в продуктивности группе 45-50 человек.

Четко и рационально построенная сеть связи между отдельными членами коллектива активизирует творчество. Каналов связи должно быть столько, чтобы потоки стимулирующей информации двигались в различных направлениях. Однонаправленность потоков резко тормозит инициативу тех, кто постоянно выполняет лишь роль приёмников информации.

Известны различные организационные структуры малых творческих групп. Это последовательная связь или незамкнутая цепь (а), централизованная связь «звезда» (б), последовательное круговое взаимодействие (в), полная взаимосвязь «сеть» (г).

Структура «круг» приемлема, если процесс поиска решений разделяется на определенные циклы, т.е., например, когда процесс решения должен вестись последовательно разными специалистами.

Структура «взаимосвязанная сеть» используется при свободном обмене мнениями, опытом всех членов коллектива. Такая малая группа работает более эффективно.

В больших творческих коллективах постоянные контакты между всеми членами коллектива не осуществимы, и здесь обмен информацией ведется уже между отдельными группами.

Специфика условий массового научно-технического творчества на предприятиях обусловлена тем, что оно сопряжено с выполнением производственных функций и поэтому поставлено в особые условия относительно тематики поисковой деятельности и времени ее реализации.

Особенности развития научно-технического творчества на предприятиях во многом зависят от сложившихся объективных и субъективных условий: специфики содержания труда; наличия в нём творческих элементов; культурно-технического уровня работников; степени развития познавательной активности и творческих способностей; состояния материально-технической базы творчества; наличия экспериментальной базы, специальных помещений; эффективности используемых форм стимулирования творчества.

Конкретная работа по активизации творчества на предприятии может развиваться по трём главным направлениям:

организация постоянных специализированных исследовательских групп, групп развития и внедрения с дальнейшей индивидуальной специализацией;

организация временных неспециализированных групп, периодических семинаров по развитию творческой одарённости, рабочих групп, создаваемых для решения отдельных задач;

поощрение творческой групповой или индивидуальной инициативы (проявляемой помимо повседневных обязанностей работников) с указанием или без указания конкретной задачи.

На крупных предприятиях функция общего управления всей этой деятельностью может выполняться директором по информации, по кадрам или по «человеческим отношениям». На малых и средних предприятиях – наиболее заинтересованным лицом в администрации, например, техническим директором.

Одной из главных задач ответственного за управление творчеством является необходимость отчетливо объяснить персоналу, что именно под ним понимается. Особое внимание необходимо уделить компетентному рассмотрению, оценке предложений и правильному вознаграждению за них. Важно дать понять работающим, что. хотя творчество не входит в круг их непосредственных служебных обязанностей, однако, предполагается, что все они без исключения способны проявить собственную творческую инициативу.

В дальнейшем творческая функция должна быть предписана всем работающим, и предприятие должно позаботиться об организации творчества и обучении его навыкам. Творческие навыки дают непосредственную выгоду от внедрения соответствующих предложений, и, кроме того, собственно творческая фаза занимает немного времени и, как правило, осуществляется на рабочем месте и в не рабочие часы.

Структура «незамкнутая цепь» характеризуется разделением творческого процесса на отдельные шаги и является малоэффективной.

Структура «звезда» образуется в случае, когда отдельным членам группы поручается параллельное решение задачи с передачей результатов в один координатный центр. При этом целесообразно на определенном этапе осуществить коллективное обсуждение найденных идей, решений.

Все вышесказанное приводит к выводу, что творчествоведческая экспертиза проектов и управленческих решений, использование инвестиционных программ для развития творческого потенциала предприятий и регионов возможны только на основе комплексных целевых программ.

Программа формирования ТИС должна в общем виде содержать: во-первых, характеристику объекта, величину и структуру его творческого потенциала, характеристику механизма управления творчеством и реализацией его результатов.

Во-вторых, изучение организационных форм управления творческой активностью; анализ методов оценки творческого потенциала; разработку коллективных и индивидуальных стимулов творчества; анализ факторов, влияющих на внутреннюю мотивацию работников; анализ стиля и методов руководства, наиболее полно соответствующих раскрытию творческого потенциала; разработку организационных форм вовлечения работающих в творческий процесс; выбор методов управления малыми группами внутри коллектива, и в целом по предприятию, региону; создания механизма управления программой и ее реализацией, мониторингом.

В-третьих, оценку экономически целесообразного объема привлекаемых материальных, финансовых, людских и информационных ресурсов и разработку соответствующих требований к потенциальным инвестиционным проектам.

В-четвертых, оценку творческого потенциала предлагаемых инвестиционных проектов и организаций — инвесторов.

В–пятых, оценку соответствия предлагаемых инвестиционных проектов существующему творческому потенциалу предприятий и регионов, долгосрочным целям его развития;

В-шестых, оценку воздействия мероприятий на творческий потенциал и социально экономическую безопасность.

В завершение определяется эффективность программы, определяется динамика потребностей в инвестициях и затратах и их источники (которыми могут быть международные инвестиции, фонды развития, средства национальных и региональных социальных программ, гранты, благотворительные взносы, создаваемые специальные фонды, средства банков, предприятий, организаций и частных лиц), определяются сроки полного и частичного возврата заёмных средств, сроки начала и окончания мероприятий и проекты организации их проведения..

А.В. ИВАНОВ