Повышение творческой работоспособности человека

  1. Что такое творческая работоспособность человека?

В основе разнообразных способностей человека к творчеству лежат качества, заложенные в нём Природой.

Благодаря этим качествам, человек обладает определённым уровнем психоэмоциональных, интеллектуальных и физических возможностей для проявления себя в творческой и иной деятельности.

Возможности человека в творчестве необходимо рассматривать не только в контексте виртуальной и поведенческой деятельности, но и в смысле морфо-функциональных потенций его организма.

Вместе с тем, представления о морфо-функциональных потенциях организма человека можно составить лишь в процессе самой деятельности, требующей максимального напряжения функций его организма.

Следовательно, творческая работоспособность человека определяется морфо-функциональными потенциями его организма, но не полностью, а зависит также от степени их реализации.

В этой связи, понятие «творческая работоспособность» характеризует возможности человека в выполнении работы с максимальной эффективностью на протяжении определенного периода времени.

Термин «работа» имеет много значений.

Так, например, понятие «физическая работа» характеризует энергетические затраты (равные силе, помноженной на путь).

Определение понятия «физическая работа» не соответствует физиологическим представлениям о работе человеческого организма (например, при удержании человеком статистической позы тела).

То, что в физическом или физиологическом смысле представляет собой работу, в социально-экономическом смысле называется «трудом», а в психологии рассматривается как «деятельность человека».

В рамках методологии повышения творческой работоспособности понятие «работоспособность» включает в себя все перечисленные выше значения термина «работа».

Итак, понятие «творческая работоспособность» характеризует уровень развития качеств и способностей человека, которые необходимы ему для реализации своего творческого потенциала.

В отличие от понятия «творческая работоспособность» термин «общая работоспособность» отражает уровень развития качеств и способностей человека, не свойственных каждой профессии или специальности, но прямо или косвенно влияет на эффективность профессиональной или специально (в частном случае, творческой) деятельности.

  1. Как взаимосвязаны творческая работоспособность человека и функции его организма?

Творческая деятельность человека, как виртуальная, так и внешне реализуемая, может протекать более или менее успешно в зависимости от уровня активации функций его организма.

Активация функций организма может быть вызвана как внешними воздействиями на человека, так и его внутренними потребностями.

Любой виртуальный процесс или поведенческий акт – результат широкого взаимодействия психических и физиологических реакций, среди которых следует выделить особо два типа.

К первому типу относятся ориентировочные физиологические реакции, обусловленные активацией кратковременно действующих механизмов регуляции функций организма.

Второй тип реакции – текущие сдвиги в психофизиологическом состоянии человека, связанные с активацией медленно действующих механизмов регуляции функций организма.

Ориентированные (кратковременные) психофизиологические реакции развиваются на фоне медленно текущих изменений в психофизиологическом состоянии человека.

Для формирования психофизиологических преставлений, ориентированных на решение проблем повышения творческой работоспособности человека принципиально важными являются три вопроса:

  • Каким образом организм обеспечивает взаимосвязь психических и физиологических функций на уровне, необходимом для поддержания способности человека к творчеству?
  • Как работают механизмы адаптации и компенсации при ухудшении функционирования организма?
  • Каким образом организм может обеспечить активацию своих функций на уровне, необходимом для повышения творческой работоспособности человека?

 

  1. Почему для повышения творческой работоспособности необходима профилактика нарушений функций организма и их тренировка?

Социально-экономический прессинг на современного человека имеет свои последствия, которые выдвигает на первый план проблемы повышения его общей работоспособности и сохранения его здоровья.

С проблемами сохранения своего здоровья человек сталкивается с раннего детства и, к сожалению, остается с ними один на один, поскольку к врачу принято обращаться лишь после появления симптомов заболевания, т.е. тогда, когда работоспособность и здоровье уже утрачены.

Творческая и общая работоспособность, здоровье человека тесно связаны с качеством функционирования его организма.

Среди многочисленных и многообразных факторов, которые ухудшают качество функционирования организма важнейшая роль принадлежит переутомлению, нервно-психическому перенапряжению и интоксикации организма.

Из-за негативного влияния этих «внутренних» факторов на жизнедеятельность организма человека его органы и системы вынуждены работать в режиме неэкономного расходования и быстрого истощения своих физиологических резервов.

Как следствие – человек плохо переносит психоэмоциональное напряжение, умственные и физические нагрузки, воздействие неблагоприятных эколого-климатических, социально-психологических и других внешних факторов риска нарушений функций организма.

Вот почему для повышения творческой работоспособности необходима профилактика нарушений функций организма и их тренировка.

  1. Что такое первичная профилактика и валео-тренировка?

В настоящее время наблюдается парадоксальная ситуация: все работоспособные люди признают важность идей повышения работоспособности и сохранения здоровья, однако, их знакомство с оздоровительными мероприятиями существенно ограничено поверхностными представлениями о качестве функционирования организма человека.

Обращает на себя внимание и тот факт, что профилактические идеи рассматриваются ими, как правило, лишь в контексте предупреждения заболеваний, о не профилактики нарушений функций организма.

Профилактика нарушений функций организма – это не некий интуитивно ясный, а в сущности расплывчато понимаемый здоровый образ жизни.

Проблемы её организации связаны с тем обстоятельством, что внешние и внутренние факторы риска нарушения функций организма переплетаются друг с другом сложным образом.

В одном случае одни из них могут быть причиной, в другом – условием ухудшения качества функционирования организма.

Понятие «первичная профилактика» отражает сложно организованную и планомерно осуществляемую человеком деятельность, ориентированную на ослабление негативного влияния на его организм внешних и внутренних факторов, которые могут быть причиной или условием ухудшения качества функционирования организма.

Профилактическая деятельность человека, направленная на усиление позитивного влияния на его организм внешних и внутренних факторов, которые могут быть причиной или условием улучшения качества функционирования организма, называется валео-тренировкой (Vale-лат. будь здоров!).

Первичная профилактика и валео-тренировка не могут быть организованы иначе, как в виде отдельных профилактических, тренировочных и восстановительных мероприятий, отделенных друг от друга интервалами времени.

Содержание этих мероприятий и длительность интервалов времени между ними зависит от состояния здоровья человека, его индивидуально-возрастных и личностно-психологических особенностей, характера и интенсивности творческой деятельности, повседневной психофизиологической нагрузки на его организм и динамики восстановительных процессов в нем.

  1. Существует ли теория первичной профилактики и валео-тренировки?

В настоящее время нет ни теории первичной профилактики, ни теории валео-тренировки, вместе с тем существует совокупность профилактических знаний, в которых можно выделить эмпирический и теоретический аспекты.

Эмпирический аспект профилактических знаний охватывает многочисленные факты, результаты наблюдений и исследований, которые отражают особенности функционирования организма человека в разных условиях и требуют объяснения, теоретического обоснования.

Теоретический аспект профилактических знаний включает в себя основные понятия, профилактические идеи, гипотезы, принципы и т.д.

Например, понятия «первичная профилактика» и «валео-тренировка» отражают форму профилактической деятельности человека, которая связана с его бережным отношением к своему организму, другим людям, окружающему его миру.

В содержанию понятий «первичная профилактика» и «валео-тренировка» могут быть вложены четыре смысла профилактической деятельности человека:

  • профилактическая деятельность вне ее результативности, т.е. как деяния человека;
  • профилактическая деятельность как решение задачи, т.е. как труд;
  • профилактическая деятельность как повышение качества функционирования организма, т.е. как результат;
  • профилактическая деятельность как процесс саморазвития человека.

Понимание профилактической деятельности как формы саморазвития человека указывает на то, что психологическая природа первичной профилактики, валео-тренировки и способы существования человека – однопорядковые сущности.

С психологической точки зрения можно выделить внешнюю и внутреннюю формы профилактической деятельности человека.

Внешняя форма выражается в чувственно-предметной деятельности, тогда как внутренняя форма – в оперировании образами профилактических, творческих и восстановленных мероприятий.

У человека процесс оперирования образами разворачивается вследствие приобретенного опыта чувственно-предметной деятельности.

Переход внешней формы профилактической деятельности во внутреннюю форму состоит не в простом перемещении чувственно-предметной деятельности человека во внутренний план его сознания, а в формирование валео-сознания.

Обратный переход от оперирования образами профилактических, тренировочных и восстановительных мероприятий к чувственно-предметной деятельности невозможен без заранее составленного плана профилактической деятельности.

В этой связи психологическая сущность первичной профилактики и валео-тренировки выражается в способности человека планировать профилактические, тренировочные и восстановительные мероприятия, контролировать их безопасность, адекватность и эффективность.

  1. Каковы принципы первичной профилактики и валео-тренировки?

Как единое целое первичная профилактика и валео-тренировка строятся на основе решения системы профилактических задач.

Одним из важнейших условий решения этих задач является соблюдение принципов безопасности, адекватности и эффективности профилактической деятельности человека.

  1. Безопасность первичной профилактики и валео-тренировки характеризуется не столько нахождением медико-физических показателей в пределах, соответствующих среднестатистическим нормам, сколько сохранением качеств функционирования организма человека.

Влияние профилактической деятельности человека на его организм имеет комплексный характер и может сопровождаться как позитивными, так и негативными изменениями функций организма.

Вместе с тем, риск ухудшения качества функционирования организма может быть связан как с проведением, так и непроведением тех или иных профилактических, тренировочных и восстановительных мероприятий.

  1. Адекватность профилактических, тренировочных и восстановительных мероприятий зависит от специфики сдвигов в психофизиологическом состоянии человека в каждой конкретной ситуации.

Поэтому выбор адекватных профилактических, тренировочных и восстановительных мероприятий тесно связан с распознаванием и прогнозированием психофизиологических состояний человека и оценкой его психофизиологических реакций на ту или иную нагрузку или внешние воздействия на него окружающей среды.

Психофизиологические состояния и реакции человека в значительной мере зависит от состояния его здоровья, пола, индивидуально-возрастных и личностно-психологических особенностей, уровня психологической, интеллектуальной и физической подготовленности.

  1. Эффективность профилактической деятельности может быть достигнута лишь в том случае, если между профилактическими, тренировочными и восстановительными мероприятиями обеспечена оптимальная взаимосвязь.

В системах первичной профилактики и валео-тренировки профилактические, тренировочные и восстановительные мероприятия должны чередоваться таким образом, чтобы каждое из них «проходило» по следам предыдущего мероприятия, закрепляя и углубляя позитивные сдвиги в функционировании организма.

М.С. БУХТИЯРОВ

 

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *